После этого разговор сам собой перекинулся на веру и религию. Вспомнили больших начальников, крестящихся перед телекамерами для показа по всей стране, батюшек, разбрызгивающих воду кисточкой на конторы и машины новых богачей. Не вызывало это благоговейных чувств.
– А вы никогда не задумывались, во что верит человек, когда верит в Бога? – спросил старик, как-то между прочим.
Нелепее вопроса и не придумать.
– По-моему и так ясно.
– Значит, не задумывались. Тут есть, вроде как, две половины. Смотрите, есть Бог-создатель, творящий чудеса, а есть божьи законы и заповеди: не убий, не укради, не возжелай, не сотвори кумира. Если половину про чудеса потрогать и проверить нельзя, то заповеди имеют исключительно практическое применение. Это обыкновенные правила человеческого общежития. Кто-то очень умный в давние времена собрал их вместе. Соблюдай их, и сосед тебя не прибьет. Не слушай кумиров, и дольше проживешь. Посмотрите вокруг. Кто-то сказал, что мы неправильно живем. Люди сами стали разрушать то, что создавали. В результате – нищета. Один человек сказал, что надо освобождать Советскую Эстонию. Я освобождал. Потом другой человек сказал, что Эстония – это другая свободная страна, ошибка, мол, получилась. А стреляли, между прочим, в меня и товарищей моих боевых не по ошибке, а прицельно. Нашёл я их потом в могиле братской около города Выру. Выходит, по ошибке их убили. В природе нет такого, чтобы одно живое существо посылало на смерть другое такое же живое существо. Может, людям надо к природе поближе быть? Как-никак, мы её дети. И не надо обвинять кумиров и наперсточников в обмане. Сам человек выбирает дорогу.
– Так, понятно. Заповеди, это правила общежития. Тогда причём здесь Бог? Заповеди-то божьи называются. Достаточно, чтобы какой-нибудь правитель провозгласил правильные законы, выбил их на камне, а подданные будут соблюдать их, жить и радоваться. Нам, что, Конституцию или Уголовный кодекс господь даровал?
– Еще раз преклоняюсь перед мудростью того, кто сформулировал и собрал в одном месте божьи заповеди. Тут дело в чём… Не может один человек для другого быть абсолютным авторитетом. Каждый сам себе на уме. Если я вас сейчас начну учить жизни, например, что нельзя переходить дорогу на красный свет, вы под сомнение поставите мои нравоучения, откуда, мол, я такое знаю. А если я скажу, что так написано в Правилах движения, то вы мне поверите. Точнее не мне, а моей ссылке на Правила. Вы даже спорить со мной не будете, потому, что это мысль не моя. Так же и здесь. Тот, кто формулировал божьи заповеди, ссылался на Бога, как на автора, далекого и недоступного, знал эту особенность человеческой психики. С недоступным автором спорить невозможно. Можно только выполнять его наставления и упоминать в споре, как последний и главный аргумент.
Разговоры ушли за полночь.