165 тракторов у России было в 19
13 году,.
К 1917 году их число выросло до
1500 шт.
Плюс в сельском хозяйстве Российской Империи активно использовались предки тракторов - "локомобили" (по сути паровозы для обычных дорог), к 1904 году их было уже
17287 шт., причем значительная часть из них производилась в России
с 1875 года (Людиновский паровозный завод, Коломенский паровозный завод, Николаевский завод братьев Бутиных, Воткинский оружейный завод и ряд других):
Гусеничные паровые трактора, казалось бы, изначально предназначенные для бездорожья, для вспашки земли не годились. Мощность двигателя была слишком мала, а вес слишком велик, чтобы вытянуть из влажной почвы десятитонную махину, даже без плуга. Зато локомобили к сельскохозяйственным нуждам сумели приспособить: машина двигалась на краю поля или обочине дороги, а плуг по полю перемещался с помощью системы тросов.
С семидесятых годов XIX века они широко использовались и в Российской империи. Так, в селе Тимашево Самарской губернии трудились 10 паровых тягачей «Фоулер». Они работали на свекольных полях и на местном сахарном заводе. Топливом им служила… солома! Отечественные машиностроители сумели оперативно наладить собственное производство таких машин. Первый российский локомобиль выпустили в 1875 году на Людиновском паровозном заводе акционерного общества «Мальцовские заводы». Вслед за ним потянулись и другие. Это не удивительно: спрос на технику рос с каждым годом.
В 1875 году в сельском хозяйстве Российской империи применялось 1,3 тыс. локомобилей, в 1901 году — 12 тыс., а в 1904 году — 17 287 штук.
https://histrf.ru/re…ru-i-tanku
Тракторы-локомобили марки «Мальцов» (в честь русского промышленника Сергея Ивановича Мальцова, основателя Людиновского, Брянского и др. заводов, которые среди всего прочего изготовляли и локомобили):
Скрытый текст
Паровые тракторы марки «Мальцов» были построены по уже отработанной рядом британских заводов схеме. По ней выполнялись также паровые тягачи немецкого и французского производства. Эта конструкция представляла собой четырехколесное шасси с горизонтальным паровым котлом в передней части.
В
1877 году российский инженер Фёдор Блинов изобрёл один из первых в мире гусеничных тракторов - "Самоход" (а если брать на нефтяном двигателе, да еще и с поворотным устройством за счет разной скорости гусениц, то возможно и самый первый в мире):
Этот трактор был воплощен в железе и испытан к 1888 году. В 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове. Первые гусеничные тракторы Запада не имели поворотного устройства за счет разницы скорости гусениц и поворачивались большой лыжей спереди, так что наш трактор был инновационным, предтечей всех современных гусеничных тракторов.
В
1906 году заработал завод "Русский дизель", где выпускались двигатели конструкции российского инженера Якова Мамина:
Скрытый текст
В 1896 году Яков Мамин открывает собственную слесарно-механическую мастерскую. В 1897 году Яков создает свой первый пожарный насос и патентует его. Завод выпускал пожарные насосы, с/х технику, запасные части и удовлетворял прочие городские нужды в слесарных и ремонтных работах.
Двигатель производства Я. Мамина
По воспоминаниям литейщика В. К. Сучкова:
"Перед самым рождеством 1902 г. Яков Васильевич собрал опытных рабочих и сказал "Ну начнем, что ли лить двигателя? Лиха беда начало... попробуем... Не хуже иностранного сделаем свой, русский". Сказал, на том и порешили"
Спонсировав строительство завода, И.В.Кобзарь продолжает оказывать поддержку братьям Маминым. В 1905 году он пишет положительный отзыв об их двигателе в газету "Саратовский листок":
«Присланный Вами в моё имение на испытание при молотьбе соляровый двигатель в 16 сил был поставлен к 10-ти сильной молотилке завода Маршал и С. выпуска 1903 года. При испытании его на первом гумне в 400 десятин молотьбы он выказал следующие достоинства:
1) Сравнительно с паровым локомобилем он втрое скорее ставится на место.
2) По установке он через 2 часа готов к работе.
3) Без капризов и очень легко пускается в ход даже с нагретым погоном на молотилку.
4) Без фундамента оставаясь на колёсах, при несложном укреплении он настолько устойчив, что при работе почти незаметно сотрясения.
5) Благодаря хорошо устроенному регулятору он всегда имеет ровный и спокойный ход.
6) Отопление его настолько экономно (10 пуд солярового масла в сутки), что с излишком оправдывается отсутствием при двигателе прислуги, которая нужна при паровом локомобиле.
7) Сравнительно с паровым локомобилем двигатель даст 2 часа лишней работы в сутки, уходящей обыкновенно на чистку труб парового локомобиля. Двигатель совершенно безопасен в пожарном отношении.
Нахожу двигатель вполне для работы удобным и прошу его оставить за мной».
В 1905 году братья перестраивают завод, возводя кирпичные корпуса вместо деревянных, и оснащают предприятие необходимым оборудованием.
Медали заводов Маминых
В 1906 году Мамины патентуют инновационный по тем временам двигатель, названный ими "Русский дизель", работавший на сырой нефти.
«Русский дизель» был бескомпрессорным двигателем. Пуск обеспечивался введением в камеру сгорания т.н. запальника.. Эта простая деталь обеспечивала устойчивую работу двигателя на любом топливе, вплоть до сырой нефти и позволяла обойтись без сложной топливной аппаратуры, свойственной немецкому дизелю. "Русский дизель" отличался легкостью пуска и надежной работой.
Двигатель оказался эффективным и коммерчески успешным. Дополнительным преимуществом "Русского дизеля" были его небольшие размеры и, следовательно, высокая мобильность. С этих пор двигатель выпускается в различных вариациях, в диапазоне мощности от 3,5 до 30 л.с.
Маминские «нефтянки» экспонируются на российских и международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне. На выставках получено в общей сложности шесть серебряных медалей, высшие награды, а также золотой Гран-при «За изящество конструкции».
С
1910 года Мамин разработал первый российский специализированный колёсный сельхоз. трактор - "Русский трактор" (25-60 л.с.).
В
1911 году появился улучшенный «Русский трактор 2». После незначительных доработок ее запустили в серию и
к 1913 году собрали 163 машины.
А также Яков Мамин на основе "Русского трактора 2" разработал более компактные тракторы "Карлик" (12 л.с.) и "Гном" (16 л.с.), и надёжные неприхотливые двигатели для них, работавшие на сырой нефти:
Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны сразу несколько заводов Российской Империи (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) приступили к выпуску специализированных сельскохозяйственных тракторов.
Сельскохозяйственное машиностроение развивалось в РИ бурными темпами:
Скрытый текст
С 1911 г. началась системная научно-исследовательская работа на кафедрах вузов и агрономических школ в области создания новой сельскохозяйственной техники. Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде дала известное представление о росте российского сельхозмашиностроения, на этой выставке было приблизительно 300 экспонентов. Особое внимание привлекали к себе так называемые «лобогрейки», производство которых превышало 20 тыс. штук в год. Популярны были конные молотилки русских заводов. Активно строились новые заводы: в 1897 г. в Ростове-на-Дону было создано АО «Аксай» для производства земледельческих орудий; в 1900 г. в Киеве появился завод комбинированных сеялок Фильверта и Дедина; в 1904 г. в Рязани был основан завод братьев Левинтиных, ныне это завод «Рязсельмаш». В 1910 г. «Международная компания жатвенных машин» построила в Люберцах под Москвой завод, который
выпустил 60 тысяч с/х машин. В советское время предприятие стало называться «Заводом им. Ухтомского». В это же время сельскохозяйственные машины выпускали также Путиловский, Сормовский, Брянский, Коломенский, Воткинский заводы, Рижский завод «Руссо-Балт» и многие другие.
...
Первая мировая война, революция и последующая гражданская война затормозили развитие отечественного сельскохозяйственного тракторостроения лет на 5-10 как минимум. Вплоть до 1925 закупались только импортные тракторы, да и первые советские тракторы были копиями иностранных.
Из истории зарождения советского тракторостроения:
Скрытый текст
В 1924 году, через 7 лет после революции в советском сельском хозяйстве работало всего 2560 тракторов –
исключительно импортных.
В 1927 году ситуация несколько улучшилась: на полях работало уже 28005 тракторов, из них 2849 (
10%) – советского производства. За 10 лет после революции построили 2,8 тыс. тракторов, причем исключительно лицензионных копий - американских Mogul ("Коломенец-1"), Fordson Model F ("Путиловец") и немецкого Hanomag WD-50 ("Коммунар"). При этом СССР приходилось импортировать из США часть узлов и агрегатов (карбюраторы, например). И оставался вопрос качества. Фордовская делегация в 1926 году отозвалась о советских (лицензионных) тракторах, как о чрезвычайно дорогих и низкокачественных.
имха