Мой друг Арнольд, владелец рыбоконсервного завода «Свободная волна» в Салацгиве, весной столкнулся с феноменальным скачком продаж своей продукции, завод просто на успевал обслужить растущий спрос на шпроты. Сейчас нет никакого дефицита. Обе главные сети ритейла в Латвии, литовская «Максима» и шведская «Рими», забили склады такими товарами до лета следующего года.
Две отрасли – торговля автомобильным топливом в розницу и IT чувствуют себя лучше всех, как везде в мире. Низкие цены на нефть держат литр дизельного топлива на уровне одного евро, для Латвии это просто копейки. Но лучше всего ситуация в латвийской армии, где в рамках развития военной безопасности в Латвии сейчас доступно наибольшее финансирование среди всех 30 стран НАТО – 2,3% от годового размера ВВП, это на процент выше чем в Германии и даже больше, чем платит на вооружение и военные операции США.
Режим ЧС в Латвии пересматривается правительством Кришьяниса Кариньша каждую неделю по пятницам, но серьезные ограничения действуют только первую неделю. Заболеваемость коронавирусом в республике, в которой всего 1,8 миллиона населения, втрое меньше, чем в Москве или в Литве – хотя, конечно, положительных тестов при тотальном тестировании населения было бы больше. В день в среднем 300 людей с позитивными тестами на COVID-19, смертность от заболевания менее 1%. Картина по медицине неровная: вчера – меньше сотни заболевших, сегодня – больше четырех сотен. Но для большинства жителей, в отличие от весенней паники, эта ситуация стала привычной, как ощущение маски на лице в любых общественных местах. Кажется, у большинства уже сформировалось ощущение, что перемещаться без защиты лица в супермаркете или общественном транспорте – это как без одежды, возникает неловкое чувство собственной наготы и уязвимости.
Латвийский парламент с весенней сессии работает в основном в дистанционном режиме: депутат по имени Артусс Кайминьш, катавшийся на горных лыжах в Альпах вместе с партийным спонсором Руди Мерони, пришел в сейм государства уже больным. Политики решили не рисковать своим здоровьем и проводят заседания на онлайн-площадке Zoom, но армия Латвии уже насчитывает десятки заболевших, а в тюрьме в Елгаве вольнонаемный пришел на работы с кашлем и заразил многих арестантов.
Вместе со вспышками заболевания резко увеличилось число ковид-диссидентов, которые есть также в латвийском парламенте. Депутат правящей коалиции Мартиньш Бондарс делал покупки в магазине без маски, а депутат от оппозиции Алдис Гобземс заявил, что эпидемия – это прикрытие коррупции властей, и что люди не собаки, чтобы носить намордник, разрезав и выбросив свою медицинскую маску. У зданий сейма и правительства часто протестуют спортсмены, лишившиеся возможности командных тренировок, и ковид-диссиденты с плакатами а-ля «не будьте овцами».
— За два месяца прошлого года я получил возврат налогов, и это вся поддержка государства. Никто на знает, что будет завтра, — говорит Влад, владелец крупного туристического агентства. Его бизнес встал весной и немного оживился в августе-сентябре, но теперь о Рождественнских чартерах снова можно забыть. Въехать в Россию могут только российские граждане, из России не пускают никого. Литва в начале ноября вошла в «красную зону» эпидемии и наглухо закрыла все свои границы. Артисты, как Лайма Вайкуле и маэстро Раймонд Паулс, живут на авторские накопления, группа «Прата Ветра» и Интарс Бусулис, надеюсь, пишут новые хиты.
Малый бизнес, а в Латвии больше 60 тысяч небольших предприятий, может рассчитывать только сам на себя – хотя госбюджет страны пополнился на 2,5 миллиарда евро, которые выделила Европейская комиссия на меры финансовой поддержки на время пандемии в рамках 700-миллиардного пакета для всех стран Евросоюза.
Поддержку в Латвии всерьез получила только национальная компания «АйрБалтик», столкнувшаяся с 70% спадом пассажиропотока. Проблема этой авиакомпании – в том, что она жестко связана контрактом с французским «Аэробусом», Латвия обязана купить 80 новых самолетов Аirbus a220-300 или заплатить неустойку. Этим летом пассажиров в небе вообще почти не было. Я летал этим летом дважды, в Грецию и в Нидерланды, и каждый раз большой новый салон аэробуса был заполнен только на 20-30%, а пассажиры в масках смотрели друг на друга с опасением. У латвийской авиакомпании уже опять заканчивается оборотный капитал. Она получит их снова и снова, хотя отрасль туризма восстановится от коронакризиса не ранее чем через пять лет. Что будет в Риге и Юрмале с отелями, кафе, предприятиями сервиса и сферы развлечений, где не происходит ровно ничего? Все надеются выплыть, но никто не знают, когда можно будет снять маски с лиц.